Название композиции с изображением ветхозаветного патриарха Авраама (одного или вместе с патриархами Исааком и Иаковом), сидящего на троне в райском саду с душами праведников в виде отроков, находящихся на его коленях, за пазухой и стоящих вокруг трона. «Л. А.» обычно включается в сложную многосоставную картину Страшного Суда, символизируя блаженство праведных в раю в противоположность мучениям грешников в аду. В основе композиции «Л. А.» лежит иллюстрация евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, в которой говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Изображение встречается на миниатюрах лицевых Псалтирей и Евангелий. Самой ранней известной иллюстрацией притчи является миниатюра из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 149, 879-882 гг.), на которой изображен сидящий на троне Авраам с Лазарем (душой Лазаря) на коленях. В качестве изображения рая сцена «Л. А.» представлена в Псалтири Барберини, она иллюстрирует текст Пс 22 (Vat. gr. 372. Fol. 39, 3-я четв. XI в.). Авраам (надпись по-гречески: Αβρααμ) в голубом хитоне и розовом гиматии восседает под деревьями на золотом троне, у него на коленях - детская фигурка (душа Лазаря), перстом левой руки он указывает вверх. Рай омывается потоком воды, изливающимся из кувшина. Причем донце кувшина изображено в устах расположенной справа полуобнаженной мужской фигурки в голубом препоясании (греч. надпись: ποτε - никогда), символизирующей богача, оказавшегося после смерти в аду, где, мучаясь от нестерпимого жара, он тщетно просил Авраама прислать к нему Лазаря, чтобы тот омочил ему водой язык. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об иллюстрации заключительной части притчи о богаче и бедном Лазаре сказано: «…богач горит в адском огне и говорит: отче Аврааме, помилуй мя. Напротив него в раю сидит Авраам, держа на лоне своем Лазаря, и отвечает ему: чадо, помяни яко приял еси благая в животе твоем» (Ерминия ДФ. С. 125).
В композицию «Страшный Суд» «Л. А.» входит как элемент изображения рая, рядом с к-рым помещаются образы Божией Матери на престоле и Благоразумного разбойника (пластина слоновой кости, X в., Музей Виктории и Альберта, Лондон). На миниатюре «Страшный Суд» в Евангелии XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 2. Табл. 195) «Л. А.» помещено в нижней левой части, где также представлены Богоматерь на престоле в райском саду и ап. Петр, подводящий группу праведников к райской двери, которую охраняет херувим; в композиции «Л. А.» патриарх Авраам изображен на троне среди райских деревьев с душой Лазаря на коленях и душами праведников в виде толпящихся вокруг трона отроков. На визант. иконе «Страшный Суд» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) Авраам с душой Лазаря на коленях и с праведными душами, облаченными в белые хитоны, изображен на фоне вьющейся лозы. Также «Л. А.» представлено в сцене «Страшный Суд» в росписи ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199). В зап. части юж. стены изображен Авраам с душой Лазаря на коленях, сидящий в райском саду на троне в окружении праведных душ в виде отроков, на примыкающей зап. стене - Богоматерь на престоле. На сев. стене напротив Авраама показан богач из евангельской притчи. В росписи Дмитриевского собора во Владимире (кон. XII в.) изображение Авраама в саду дополнено образами патриархов Исаака и Иакова, в сопровождающей надписи указано: «Лоно Авраама, Исаака и Иакова». Такой вариант композиции был известен в западноевропейском искусстве. Напр., в рельефах портала ц. Сен-Трофим в Арле (2-я пол. XII в.) представлены сидящие на престолах в райском саду 3 ветхозаветных патриарха, у них на коленях - души праведников в виде отроков в хитонах, к к-рым ангел приносит еще одну душу (в виде обнаженной фигурки).
Вариант композиции «Л. А.» с изображением 3 патриархов, сидящих в раю с душами праведных и Благоразумным разбойником, стал наиболее распространенным в рус. искусстве XIV-XVI вв. (напр., в росписи собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313; в росписи прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире; на иконах «Страшный Суд»). В XVI-XVII вв. композиция «Л. А.» встречается как один из сюжетов, украшающих двери в жертвенник с изображениями притч (напр., икона нач. XVII в. (ЦМиАР, см.: Сергеев В. Н. Духовный стих «Плач Адама» на иконе // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 280-286); икона из Введенской ц. Кириллова Белозерского мон-ря, 1607; икона из Софийского собора в Вел. Новгороде, XVII в.).